Выступление Лукашкиной М.В. на городской конференции в НМЦ Адмиралтейского района» Современные модели оценки учебных достижений учащихся: опыт и проблемы (в контексте ФГОС)” учителя начальных классов ГОУ СОШ № 324 Курортного района

“Обучение должно приносить радость познания, радость общения.
Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха
А радость обязательно вызовет интерес к учению”

 

 

Вся моя работа строится с учётом особенностей личности ребёнка, его потенциала и возможностей. Главной задачей процесса обучения считаю работу над формированием положительных эмоций, чтобы никто из моих учеников не чувствовал себя обделённым вниманием. Каждый ребёнок должен получать поддержку своих усилий словом, взглядом, прикосновением. Считаю важным - умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. И мои дети с желанием учатся, умеют самостоятельно работать, всегда в хорошем настроении, в классе царит атмосфера доброжелательности, взаимопонимания.

Мне приходится находиться в постоянном поиске чего-то нового, необычного, интересного. 

 

Оценивать знания и учебные достижения учащихся можно по-разному. В своей работе делаю акцент на развитие творческого потенциала учащихся. Для этого использую особые творческие задания. Детям очень нравится выполнять именно такого рода работы. Я работаю над этим систематически и на уроках литературного чтения, и на других предметах. Ребята сочиняют продолжение авторской сказки, с удовольствием пишут свои. Темы сказок самые разные: “Какая вещь имеет большее значение?”, “Превращение квадрата в ромб”, сказки о частях речи, “Если бы я был волшебником” и т.д.

Много рассуждают, устраивают «суд» над литературными героями. Высказывают своё мнение в виде отзывов. Например, «Письмо к Янко-музыканту», письмо к «Ваньке Жукову», что побудило писателя к созданию этого рассказа? Представь, что ты находишься на месте Кости Рожкова. Какие человеческие качества ценила в людях Наташа из произведения Лидина «Завет»?

С удовольствием рассуждают на темы: «Мой кумир», «Когда я стану президентом», «Спор вещей». Делятся размышлениями «Как помочь человеку, у которого осенняя хандра?», «Что такое жизнь?» и т.д. Проведение регулярных развивающих занятий в младших классах, включение детей в постоянную поисковую деятельность суще­ственно гуманизирует начальное образова­ние. Такой подход создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размыш­лению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта .А это очень важно для полноценного развития личности. Во время выполнения различного рода творческих работ у учеников происходит становление и разви­тие форм самосознания и самоконтроля, ис­чезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокой­ство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпо­сылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах. Для стимулирования познавательных процес­сов важно включить учащихся в творчест­во. Из всех форм творчества литератур­ное, словесное творчество является самым характерным для младшего школьного возраста.

Оценкой этих работ является слушание детьми друг друга, реакция на услышанное (очень интересные работы вызывают аплодисменты). Обсуждения в разных формах: дискуссия, спор, высказывание мнений учащихся, советы друг другу. Презентации, на которых ярко, кра­сочно и привлекательно представляются достижения ученика. Также оформление выставки, целью которой является общение на заданную тему.

На протяжении многих лет работа проводится систематически, накопилось большое количество детских работ. Каждый ученик имеет портфолио. Считаю, что портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования. Начальная школа дает базу для успешного продолжения образования, поэтому важно запустить технологию портфолио, чтобы в дальнейшем она применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Учиты­вая психологические особенности младшего школьного воз­раста, у меня родилась идея. Лучшие работы ребят я размещаю на личном сайте. Какова цель этой идеи? Очень важным этапом является этап представления резуль­татов. Он позволяет решить несколько задач: анализ продукта собственной деятельности; воз­можность продемонстрировать свои дости­жения; пополнение знаний других учащих­ся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования. Для ребёнка важно понимание того, что его взгляды, его суждения, видение данной проблемы, художественное оформление (индивидуальность) были оценены не только одноклассником и учителем. Важно услышать мнение тех людей, которые лично с ним не знакомы. Сайт представляет собой коллекцию детских работ, где есть рассуждения о жизни, проба пера, творческая мастерская .

Любое балльное выра­жение оценки результатов исследователь­ской, творческой деятельности в начальных классах не должно иметь место в силу следу­ющих причин:

  • учащиеся должны чувствовать себя успешными;
  • учащиеся лишь учатся, пробуют, любое их достижение уже яв­ляется движением вперед;
  • творческая работа — желание самих учеников достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь дру­гой цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувство­вать, увидеть, оценить свой труд.

Работа по развитию творческого потенциала детей мною ведётся на протяжении многих выпусков. В прошлом году, готовя выпускной вечер в 11 классе , у меня появилось желание показать ребятам их работы в начальной школе, о которых они, может быть, и забыли. Работы были оформлены в виде коллажей. И реакция детей и их родителей была оживлённой и эмоциональной. Каждому было приятно заглянуть в своё детство, оценить своё творчество с позиции выпускника. У многих произошло осознание того, что именно эти работы стали для них толчком к умению думать, анализировать и иметь свой взгляд на разные ситуации.

Если цель традиционного подхода в педагогике – согласовать, подогнать человека под общество, то гуманизация школы предполагает еще и согласие человека с самим собой (внутреннее равновесие, стабильность, единство). Поэтому важной задачей школы считаю воспитание социально-успешной личности, нравственной и творческой. Можно достичь успехов в обучении, а можно – в жизни. Стараюсь совместить оба эти направления. Ведь успешно обучая в школе, можно программировать жизненный путь ребенка.

В предыдущем выпуске результатом моей работы с детьми в этом направлении стала книга “Поэтическая тетрадь”. В конце четвертого класса у нас появилась возможность издать наши стихи, сохранив детское оформление. И надо было видеть глаза детей во время презентации уже готовых книг. Когда они взяли в руки книгу и увидели свою фамилию как автора, у них на глазах появились слезы радости, ими овладело чувство гордости. Восторгу не было предела. А для меня самое приятное, что мой труд не напрасен. Те дети, которые начинают писать стихи в начальной школе, продолжают делать это на протяжении всех школьных лет, а некоторые и после школы. Мои поэты являются постоянными участниками литературной гостиной и ее ведущими.

Для проверки знаний по русскому языку, математике и по другим предметам на протяжении многих лет использую зачетную систему. Каждый ученик отрабатывает все правила, темы, которые мы изучаем. Я требую от детей не зазубривания, а добиваюсь понимания. Ни один ребенок не остается в стороне. Зачетная система формирует сознательное отношение к учебному процессу, дисциплинирует. Лишает возможности думать и жить по принципу “а вдруг не спросят”.

Начиная со второго полугодия первого года обучения, дети в моих классах ведут несколько дополнительных тетрадей. Это тетрадь “Развитие кругозора”, тетрадь “Правильно говори”, тетрадь “Крылатые выражения и пословицы”. Ежедневно мы делаем записи в этих тетрадях. Считаю, что их использование является необходимым дополнением в работе над обогащением словарного запаса.

Одна из моих задач как учителя начальной школы – создание коллектива. На любом мероприятии должно быть «много» ученика и мало учителя, ученик не должен быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Ребенок хочет быть творцом. Моя задача - вызвать интерес, направить, подсказать путь.

Со второй четверти четвертого года обучения в моем классе организована игра: “Кругосветное путешествие 4а класса”. Ребята разделены на пять экипажей: психологи, помощники, редколлегия, творчество, корреспонденты. Всю неделю каждая команда выполняет определенные поручения. «Психологи» проводят разные психологические игры. Творческая группа показывает какую-либо инсценировку. И это всегда интересно и неожиданно. Редколлегия выпускает очередной номер “Молнии”, где рассказывается о том, какие интересные события происходят в нашем классе. Корреспонденты на специально оборудованном стенде вывешивают интересную информацию. Группа помощников на протяжении недели помогает учителю: следит за успеваемостью, за поведением, за порядком, проверяет готовность к уроку. Любой ребенок имеет возможность при необходимости пользоваться компьютером, принтером. В конце недели проводятся итоги. Форма проведения всегда разная. Каждый экипаж ставит себе оценку за работу, остальные высказывают свое мнение. Существует специальная форма поощрения. Создан специальный уголок, где наглядно представлена работа в этом направлении. Я понимаю, что ребёнок должен дышать воздухом творчества: он должен рисовать, петь, сочинять - и нужно лелеять эту способность его души. Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

Уже с первого класса мои ученики получают задание найти интересный материал и представить его в какой-то необычной форме. Это ежегодный отчет о проведенном лете. После первого класса - это книжки-малышки. После второго класса - это не просто фотографии и короткие фразы, это уже серьезные работы, оформленные как настоящие книги, с выводами и рассуждениями. А после третьего класса - это уже создание коллажей и презентации. С каким интересом потом они слушают друг друга, задают вопросы, высказывают своё мнение, часто спорят. Стараюсь, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы: совместно составляли кроссворды, готовили сообщения, читали «умные» книги.

В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от конкретных успехов.

Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своем развитии более способным ученикам. Но для создания глубокого интереса учащихся к предметам, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Я верю в каждого ребенка, люблю его такого, какой он есть, стараюсь сохранить в нем его индивидуальность, непохожесть на других.

Не всегда удаётся ребёнку запомнить всё, что необходимо для дальнейшей успешной учёбы, но всегда в классном коллективе должен царить дух ответственности друг за друга, за жизнь и дела каждого, и убеждённость, что «миром правит доброта».

Однажды я прочитала рекомендации одной учительницы к коллегам:

  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что “ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь”.
  • Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Я думаю, что каждому из нас необходимо об этом помнить.