В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга с апреля 2011 года в общеобразовательных учреждениях проводится пробная процедура государственного контроля качества образования с использованием Автоматизированной информационной системы «Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак». Автоматизированная информационная система «Знак» является сетевой многофункциональной тестовой средой и предназначена для организации и проведения мониторинга качества предметных знаний учащихся образовательных учреждений. Эта программа позволяет подготовить материал и организовать контрольное тестирование как в компьютерном, так и в бескомпьютерном варианте, а также автоматизировать процессы сбора, обработки и анализа результатов тестирования.

 

В апреле 2011 года в пробной процедуре государственного контроля качества образования с использованием Автоматизированной информационной системы «Знак» принимала участие ГОУ №556. В ходе пробной процедуры было проведено тестирование в следующих классах по предметам: 4-е классы – английский язык; 6-е классы – русский язык; 8-е классы – биология; 10 – е классы - математика.

В мае 2011 года в соответствии с районным планом Отдела образования и молодежной политики была проведена пробная процедура контроля качества образования по информатике и географии для 9 классов (1 класс из параллели) в ГОУ №324,433, 435, 442, 445, 450, 466, 541. Проведение районной пробной процедуры контроля качества образования было нацелено на выявление готовности учреждений образования района к использованию Автоматизированной информационной системы «Знак». В этом тестировании принимали участие все учащиеся класса, за исключением детей с ограниченными возможностями.

Результаты районной пробной процедуры были обработаны специалистами ИМЦ в программе «Знак «Район».

Организация тестирования проходила одновременно в двух компьютерных классах.Время тестирования по каждому предмету строго ограничено программой: литературное чтение -20 минут; английский язык – 40 минут; математика – 40 минут. Учащиеся очень серьезно отнеслись к данной процедуре. Все уложились в заданное время. После прохождения теста каждый учащийся смог просмотреть свои ошибки и проанализировать их.

Результаты тестирования администратор ГОУ сразу отправляет в Региональный Центр Оценки Качества Образования С-ПБ.

Основные задачи проведения апробации процедур контроля качества образования

  1. Апробация технологии организации и проведения процедур государственного контроля качества образования на основе использования АИС «Знак», скорректированной с учетом итогов пробных процедур, проведенных в апреле 2011 г.
  2. Определение возможностей и условий использования АИС «Знак» в качестве средства проведения процедур государственного контроля качества образования, в том числе:
    • Апробация процедуры разработки контрольно-измерительных материалов.
    • Апробация процедур экспериментальной проверки контрольно-измерительных материалов.
    • Определение формы представления результатов контроля качества образования для проведения содержательного анализа
    • Апробация процедуры шкалирования и перевода результатов в пятибалльную систему оценки;
    • Определение формы итогового отчета по результатам контроля качества образования с использованием АИС «Знак».
  3. Согласование позиций учреждений, участвующих в технологической цепочке проведения процедур контроля по техническим, технологическим и методическим аспектам организации работы.
  4. Выявление направлений модернизации АИС «Знак».

Cведения по участию образовательных учреждений в апробации процедур контроля качества

В проведении пробной процедуры государственного контроля качества образования принимали участие 44 ОУ Санкт-Петербурга из всех районов Санкт-Петербурга . Контроль качества образования проводился по учебным дисциплинам.

  • Литературное чтение
  • Английский язык
  • Математика
  • Физика
  • Обществознание

Литературное чтение. 4-ый класс.

Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе. На уроках литературного чтения формируется общеучебный навык чтения, умение работать с текстом. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Кроме того, на уроке литературного чтения пробуждается интерес к чтению художественной литературы. Курс литературного чтения способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников. В курсе литературного чтения осваиваются и специфические литературоведческие понятия на основе практической деятельности учащихся. связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение..

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов..

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.)..

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15 % в первом классе до 80-85 % в четвертом классе)..

 

Тестирование учащихся 4-ых классов начальной школы по литературному чтению, проводившееся в Санкт-Петербурге в рамках государственного контроля качества, позволяет сделать выводы о качестве обученности по данному предмету, выявить степень готовности учащихся к реализации ФГОС НОО, определить проблемы в преподавании курса литературного чтения. На основании выявленных проблем, возможно, дать методические рекомендации по совершенствованию процесса обучения, выполнению требованию образовательного стандарта и учебных программ. .

Все задания соответствовали кодификатору единиц содержания и были разработаны на его основе. .

 

В заданиях учитывались требования, предъявляемые к учащимся 4-ых классов Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (2006 г.). Задания ориентированы на проверку знаний и определение уровня сформированности общеучебных (метапредметных) умений. .

Контрольно-измерительные материалы для 4 класса состояли из художественного текста (литературная сказка Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста!») и 9 заданий типа А с выбором ответа (правильным считался один ответ из предложенных четырех). Каждый правильный ответ оценивался одним баллом. .

Английский язык. 8-й класс

Структура работы по английскому языку

 

В работе предлагались задания, направленные на определение сформированности у учащихся коммуникативных навыков употребления английского языка.

Английский язык. 8-й класс

Раздел Кол-во заданий Тип заданий Проверяемые навыки и умения
Часть 1. Чтение 2 балла за каждый правильно выполненный ответ 3 Множественный выбор Полное понимание текста. Умение извлекать необходимую информацию из функциональных текстов (объявления, записки, письма и т.д.)
Часть 2. Грамматика 1 балл за каждый правильно выполненный ответ 5 Множественный выбор Употребление видо-временных глаголов в ситуациях
Часть 3. Лексика. 1 балл за каждый правильно выполненный ответ 5 Множественный выбор Навыки употребления множественного числа существительных (исключения, правописание)
Часть 4. Предлоги 1 балл за каждый правильно выполненный ответ 5 Множественный выбор Навыки употребления предлогов
Часть 5. Речевые клише 1 балл за каждый правильно выполненный ответ 5 Множественный выбор Социокультурные умения. Умение адекватно реагировать в ситуациях реального общения.

Математика. 8-й класс

Работа направлена на проверку базовой подготовки учащихся, в ее современном понимании. Проверке подвергаются не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств за курс математики 7 класса и первой четверти 8 класса. При выполнении заданий учащиеся должны продемонстрировать определенную систему знаний, умение пользоваться разными математическими языками и переходить с одного из них на другой, распознавать стандартные задачи в разнообразных формулировках. Формулировки заданий, используемые в КИМах, сопоставимы с вариантами заданий государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе.

Физика. 10-й класс

Цель проведения исследования: апробация процедуры государственного контроля качества образования с использованием АИС «Знак» и установление уровня подготовки учащихся 10 классов по физике.

Характеристика контрольно-измерительных материалов. Контрольно-измерительные материалы были разработаны специалистами кафедры физико-математического образования и Центра ЕМО СПб АППО на основе Кодификатора КИМ ЕГЭ, общеобразовательных программ по физике, реализуемых в ОУ Санкт-Петербурга, и соответствующих этим программам УМК по физике.

Для проведения контрольно-измерительной процедуры была выбрана ключевая тема школьного курса из раздела «Механика»: «Кинематика». Изучение этой темы, с одной стороны, достаточно самостоятельной и завершенной, а с другой, – выступающей в качестве основы последующих разделов школьного курса физики, чрезвычайно важно для усвоения учебного материала по предмету. Основы кинематики уже изучались учащимися в основной школе, поэтому результаты обучения существенно зависят от качества обучения на ступени основной школы, количества и качества остаточных знаний, а также от того, какую стратегию обучения на старшей ступени определяет для себя учитель и как ее реализует в учебном процессе.

Обществознание. 10-й класс

Общая характеристика работы. Материалы контрольных измерительных материалов по обществознанию для 10-го класса содержали задания, аналогичные тем, которые были предложены в демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ..

Все задания соответствовали кодификатору элементов содержания и были разработаны на его основе..

КИМы состояли из двух частей, содержали 13 заданий: в части 1(А) – 10 заданий с выбором ответа, части 2 (В) – 3 задания с кратким ответом. .

Задания охватывают содержание основных разделов обществознания, изучаемых в курсе основной школы («Общество», «Человек», «Познание», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика») и разделов содержания «Общество», «Человек», изучаемых в первой четверти 10 класса. В работу были включены задания базового и повышенного уровня сложности. Задания первой части работы направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесения теоретического материала с жизненными реалиями, оценивания истинности суждений о социальных объектах. .

Вторая часть работы проверяла выявление структурных элементов обществоведческого знания с помощью схем, работу с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, классификацию социальных объектов и их признаков (задания соответствовали части В ЕГЭ)..