Унгаров Р.Е., учитель физики

Становление современного информационного общества невозможно без информатизации образования. Этот процесс означает необходимость создания в каждом образовательном учреждении (ОУ) высокотехнологичной информационно-образовательной среды (ВИОС), обеспечивающей переход образования в новое качественное состояние, соответствующее информационному обществу.

 

На сегодняшний день, в ряду других, актуальны вопросы применения ВИОС для организации непрерывности процесса обучения. Данный подход позволит осуществить переход к системе открытого образования, основываясь на интерактивных дистанционных технологиях, включающих методологические, теоретические и практические материалы, средства самооценки и контроля знаний в электронном виде. В ходе реализации этого подхода станет возможным проведение непрерывного мониторинга качества полученных знаний, появится возможность организации индивидуальных траекторий обучения.

Принимая во внимание новизну и сложность этой проблемы, в ходе ее разрешения потребуется экспериментальный поиск на основе уже имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями, методиками их внедрения в учебный процесс. Опытно-экспериментальная работа ОУ № 324 Курортного района Санкт-Петербурга по теме: «Модель высокотехнологичной среды образовательного учреждения» также нацелена на осуществление данных методик и получение конкретного результата. В целом программа призвана реализовать на практике тезис о необходимости построения высокотехнологичной среды школы на основе не только существующих, но и перспективных технологий.

Рассматриваемым конкретным способом разрешения данной задачи, с учётом ряда преимуществ, было выбрано создание персонального образовательного блога учителя. Здесь, в данной статье, под блогом понимается иерархия текста, изображений, мультимедийных объектов и данных, упорядоченных хронологически и просматриваемых с помощью веб-браузера.

Целями создания блога в первую очередь являлись:

  • Создание единой школьной и межшкольной информационно-коммуникативной среды.
  • Создание инструмента публичного интерактивного обсуждения школьных вопросов и проблем.
  • Презентация школьных достижений по предмету и общая популяризация предмета среди прочих наук.
  • Повышение качества образования за счет внедрения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

Также важно отметить, что создание персонального блога учителя даёт учителю-предметнику бесплатный современный инструментарий on-line, так необходимый сегодня для реализации творческих идей в урочной и внеурочной деятельности. Это, к примеру: виртуальные интерактивные доски, размещение конспектов по предмету к пройденным или будущим урокам, сервисы для организации совместной работы учеников и педагогов, обмен ссылками на образовательные ресурсы и материалы, инструменты визуализации информации, удалённые хранилища файлов большой ёмкости, сервисы для создания опросов, тестов и прочих методов групповой или одиночной саморефлексии, среды для создания обучающих игр.

Отдельным преимуществом в блогах является возможность организовать дискуссию для каждой новой статьи, в отличие от форумов и гостевых. Читатели могут оставить свои сообщения в виде комментариев к статьям. Это позволяет учителю достаточно легко проводить различные конкурсы и проводить занятия с использованием обратной связи. Образовательный блог «Блог учителя физики ГБОУ СОШ №324» (http://physics324.blogspot.ru/) функционирует с сентября 2012 года и активно используется как инструмент осуществления непрерывности образовательного процесса на основе создания высокотехнологичной информационно-образовательной среды.

Блог предназначен для учащихся 7-10 классов и посвящен вопросам изучения предмета «физика». Центральная задача блога сводится к публикации учебно-методических материалов и ответам на вопросы учеников. Периодически происходит добавление интересных новостей по предметной тематике, посредством блога создаются условия, стимулирующие учащихся к углубленному изучению предмета, а также к участию в различных конкурсах и олимпиадах. Сопутствующие задачи – это популяризация физики как науки в ряду предметов школьного курса естественно-научного цикла.

Разделы блога созданы непосредственно исходя из поставленных задач: В разделе «Новости» содержитcя информация, относящаяся к текущим урокам физики в школе, а также информация, наиболее актуальная для всего контингента учащихся на данный момент. в разделе «Углубленное изучение» представлены материалы для дополнительных занятий по предмету, подготовки к олимпиадам и проектно-исследовательским работам.

В разделе «Новости в мире физики» публикуются статьи о новых мировых достижениях науки, открытиях и исследованиях, «Интересные ссылки» - раздел, содержащий коллекцию тематических ссылок на внешние информационные ресурсы.

Из обоснованных текущих результатов применения созданного персонального блога учителя физики можно выделить:

  • высокую активность посещений блога,
  • оперативность и своевременность получения учащимися информации, касаемой проведения занятий,
  • отдельно отмеченная учащимися простота и удобство взаимодействия с учителем во внеурочное время,
  • видимое увеличение заинтересованности предметом благодаря применению компьютерных интерактивных технологий, имеющих высокую популярность среди современной молодёжи,
  • повышение профессиональной квалификации учителя за счёт создания коллекции информационных ресурсов, доступных в сети Internet, и в ходе взаимодействия с другими учителями-предметниками, ведущими собственный персональный блог.

 

Таким образом, делая вывод, блог учителя на сегодняшний день является востребованным средством обучения, «живым» источником систематизированной информации по школьному предмету, в удобной форме реализующего процесс инноваций и творчества. Он позволяет оптимизировать и эффективно осуществлять непрерывность образовательного процесса, как учителя, так и учащихся во внеурочное время за пределами образовательного учреждения в рамках созданной высокотехнологичной образовательной среды.

Литература
Кудрявцева И. А. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф.). — СПб.: Реноме, 2012.
Шарова Н.Н. Образовательный блог как среда личностных проявлений обучающихся // Сборник научных трудов "Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. - СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010.
Интернет-ресурсы Образовательные возможности блогов.
Цифровой ресурс http://rupedagog.ru/obrazovatelnye-vozmozhnosti-blogov/
Климантова О. А. Блог как инструмент в работе учителя. Выступление на педагогической конференции (август 2010г.)
Цифровой ресурс http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/blog-kak-instrument-v-rabote-uchitelya
Думенко Т.Г. Блог учителя как средство обучения.
Цифровой ресурс http://festival.nic-snail.ru/ Рождественская Людмила. 10 тезисов/вопросов про учителя-блоггера.
Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153